Ошибки при подготовке и ведении бюджетной сметы: примеры из практики 2020 – 2021 годов

Учреждение не использовало установленную ГРБС форму бюджетной сметы, не детализировало показатели по кодам КОСГУ или не приложило обоснования расходов — расскажем об этих и других ошибках, по которым суды поддерживали решение контролеров о штрафе.

Отклонились от унифицированной формы сметы

Минфин предусмотрел для всех казенных учреждений лишь рекомендуемую форму сметы. Обязательную форму устанавливает ГРБС. Отклонение от нее может привести к штрафу.

Руководителей учреждений наказывали за такие несоответствия:

  • предусмотрели другое количество граф или разделов, в т.ч. меньше, чем в обязательной форме;
  • исключили реквизит согласования с вышестоящим органом.

Наказание поддержали Краснобаковский районный суд Нижегородской области и Пермский районный суд Пермского края. Последний принял такое решение и в отношении формы, которую ГРБС установил для изменения показателей сметы.

Не утвердили показатели на два года планового периода

Смету составляют на срок закона о бюджете. Если его приняли на три года, показатели надо утвердить на текущий год и на два года планового периода. Иначе возможен штраф.

Наказание за такой недочет одобрили Октябрьский районный суд г. Саратова и Краснобаковский районный суд Нижегородской области.

Не детализировали показатели по кодам КОСГУ

Разбивку по кодам КОСГУ надо приводить, если данное требование предусмотрел ГРБС. С применением штрафа за нарушение этой обязанности согласился Карсунский районный суд Ульяновской области.

Составили смету без обоснований плановых показателей

Все учреждения должны формировать смету на основании обоснований плановых показателей. Наказание для нарушителей этого правила поддержал Вольский районный суд Саратовской области.

Обосновывать надо все плановые показатели затрат. Если пропустить хотя бы один, можно получить штраф.

Например, учреждение посчитало, что объем расходов за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета уже определен в программах и соглашениях. Обоснование оно не составило. Ленинский районный суд г. Севастополя признал руководителя виновным. Расходы учреждения за счет этого объема средств все равно нужно обосновывать.

Другое учреждение подошло к обоснованию формально. Оно составило его, но не сделало никаких расчетов. Указало лишь итоговую сумму, которую предусматривали документы – основания для выделения денег. С таким подходом не согласился Гагаринский районный суд г. Севастополя.

Составлять обоснования надо и при изменении сметы. Нарушение этого правила ведет к штрафу, указали Вахитовский районный суд г. Казани и Карсунский районный суд Ульяновской области.

Отклонились от ЛБО

Показатели сметы должны соответствовать доведенным ЛБО. Наказать могут за любые отклонения, подтвердил ВС РФ.

Тверской районный суд г. Москвы поддерживал штраф в обоих случаях: когда показатель сметы завысили и когда его занизили по сравнению с ЛБО.

Если лимиты изменились в ходе исполнения сметы, ее нужно скорректировать. Неважно, увеличили бюджетные данные или уменьшили. Если не внести корректировки, возможен штраф за нарушение порядка ведения сметы. Решение о наказании приняли Фурмановский городской суд Ивановской области и Вахитовский районный суд г. Казани

Как и при утверждении новой сметы, не нужно торопиться вносить изменения. Это следует делать после отражения корректировок на лицевом счете. Измененные показатели сметы тоже должны соответствовать ЛБО. Штраф за досрочные изменения поддержал Пермский районный суд Пермского края.